Суккуленты – модный тренд или терапия?

Суккуленты – модный тренд или терапия?

Суккуленты стремительно захватывают мир. Если красота спасет мир, то это будут суккуленты! Если в Instagram набрать хештег #succulents, то выйдет около 11 миллионов публикаций, для русскоговорящих количество публикаций по запросу достигнет 418 000 и это не предел. Людей, выращивающих суккуленты, с каждым днем становится больше. Суккулентами украшают дорогие заведения, чтобы привлечь внимание. Из них делают свадебный букет для невесты, чтобы быть оригинальными. Принты с суккулентами все чаще встречаются в канцелярии, даже украшения делают в форме суккулентов. Сферы применения образов этих растений на этом не ограничиваются. Уже стало ясно, что наступила суккулентомания.

Почему люди становятся одержимыми красотой суккулентов? Может их листья выделяют особые привлекающие эфирные масла? Быть может мы находимся под влиянием инопланетного разума или массовой истерии общества?

На самом деле, трендовое растение само по себе является трендом, это происходило уже много раз в истории. Растения периодически были проводником самых сильных потребительских желаний в обществе, и эти желания часто были в 100 раз сильнее, чем можно наблюдать сейчас в современной суккулентомании.

Мировая динамика спроса на суккуленты 2004 – 2020 гг.

Например, в 16 веке громко заявила о себе тюльпаномания, оставив отпечаток в истории Нидерландов как кратковременный всплеск спроса на луковицы тюльпанов. Тюльпановый кризис называют первой финансовой пирамидой, она является отличным примером биржевого пузыря и последующего за ним экономического краха из-за обрушившегося бума спекуляций среди всех слоев населения.

Это нежное растение быстро стало символом благополучия и достатка, иногда даже превышающее ценность золота. Голландцы влюбились в тюльпаны настолько безумно, что луковицы этих цветов представляли собой реальные «цветочные» акции. Абсолютно все слои населения вкладывали свои сбережения, порой даже последние деньги, в тюльпановый бизнес, где одна луковица имела такую же стоимость как огромный особняк.

Настали времена, когда тюльпанов стало не хватать на всех желающих. Из-за дефицита тюльпанов, начался быстрый рост цен на луковицы цветов. В этом прибыльном бизнесе участвовало все население страны. Бедняки выращивали обычные сорта тюльпанов, богатые разводили редкие экземпляры, но тюльпанов так же катастрофически не хватало. Чем больше росли цены, тем больше людей шли в этот несложный, но приносящий огромный доход бизнес.

Очень быстро стоимость тюльпанов стала искусственно завышаться, началась уже самая настоящая тюльпановая лихорадка. Цены росли в таком темпе, что люди могли сколотить целое состояние за несколько дней. Этот тюльпановый бум вошел в историю под названием тюльпаномания. В 1637 году финансовый пузырь лопнул и многие стали банкротами и влезли в огромные долги.

С суккулентами пока не все так страшно. Врятли кто-то будет инвестировать в их выращивание все свои сбережения, кроме собственников питомников суккулентов и кактусов, особенно в Южной Корее. Хотя в России уже есть отчаянные случаи, когда люди оставляют свою работу, становясь флористами и делают флорариумы с суккулентами 🙂

Хотя для некоторых людей коллекционирование редких видов суккулентов стало показателем достатка и благосостояния, который они часто демонстрируют единомышленникам, как ношение драгоценностей или дорогой одежды. У суккулентомании есть сходство с тюльпаноманией. Вечная гонка за новыми экзотичными видами суккулентов, голод по самоутверждению и восхищению других не дает в полной мере и по-настоящему наслаждаться растениями, которые есть здесь и сейчас. Недавно любимый экземпляр быстро наскучивает и «суккулентовод» (точнее, суккулентный модник) уже в поиске новых «игрушек» в свою коллекцию. Это уводит от истины, потому что счастье внутри, а не снаружи. Пока не придет это понимание, голодная гонка по эмоциям будет продолжаться!

Еще одним цветочным трендом в истории была папоротникомания в 18 веке в Викторианскую эпоху. Одержимость папоротниками захватила мужчин, женщин и детей всех слоев населения по всем Британским Островам, Империи и Америки.

Все начался в 1829 году, когда британский хирург и путешественник Натаниэль Уорд изобрел «цветочный ящик Уорда», или флорариум – стеклянный контейнер, который использовался в Англии для перевозки и хранения экзотических растений. Его творение позволило ботанику Джорджу Лоддиджу построить в Лондоне крупнейшую в мире оранжерею, где выращивали разные виды папоротников, которые в то время ассоциировались с феями, лесными духами и магией.

Лоддидж знал, что ему нужно устроить ажиотаж вокруг папоротников, чтобы привлечь посетителей в свою оранжерею. Он распространил слухи о том, что содержание папоротников говорит о высоком интеллекте тех, кто этим занимается, а также повышает мужественность и улучшает психическое здоровье. Через некоторое время его сосед, известный ботаник Эдвард Ньюман, опубликовал книгу «Историю британских папоротников», которая служила подтверждением слов Лоддиджа.

Книга сделала свое дело. Люди начали покупать и выращивать самые редчайшие виды папоротника, которые они только могли найти. Они разводили их в оранжерее Лоддиджа, которую приходилось постоянно расширять.

Культ папоротника в то время был во всем. Люди начали печатать папоротниковые мотивы на платьях, чайных сервизах, визитках, веерах и даже надгробных плитах. Папоротники украшали стеклянные, керамические, текстильные и деревянные изделия. Железные ворота, люстры и решетки тоже были декорированы листьями этих растений. Живые папоротники висели над обеденными столами и даже внутри театральных зданий. Папоротниковые флорариумы можно было найти почти в каждом доме. Папоротниками были заполнены все оранжереи. 

Дошло до того, что землевладельцы боялись воров папоротников и к 1906 г. жадные собиратели папоротников нанесли такой ущерб природе, что некоторые графства приняли законы, запрещающие собирать дикие папоротники, за исключением «в маленьком количестве для личного или научного использования».

Папоротниковый психоз пошел на спад после смерти королевы Виктории. Люди продолжали охотиться за папоротниками вплоть до начала Первой мировой войны. К концу 1920 годов интерес к этим растениям охладел.

Причины Суккулентомании

Суккуленты еще не достигли такого уровня культовости как когда-то папоротники, хотя эхевериевые мотивы уже активно изображаются в канцелярии, бижутерии и др. Это не совпадение, а естественное природа тенденций. Всеми трендами, даже цветочными, движут эффект повального увлечения и усиливается рынком.

«Когда люди свободны поступать, как им заблагорассудится, они обычно начинают копировать друг друга», писал философ Эрик Хоффер в 1954 г. Когда вы видите много людей, увлекающихся суккулентами (тюльпанами, папоротниками..) вам тоже хочется этих цветов. Психологическое объяснение этого – естественная тенденция человека к наблюдательному изучению, которое может приводить к «информационному каскаду».

В психологии, информационный каскад — поведение субъектов, когда они принимают решения последовательно (один за другим), не столько на основе собственных знаний, сколько ориентируясь на наблюдаемое поведение и выбор других людей.

Часто вместо того, чтобы проанализировать плюсы и минусы решения купить суккулент или нет, люди смотрят на других людей и что им это дает (например, что человек стал счастливее и спокойнее выращивая суккуленты). Это приводит к частичному соглашению, где каждый в городе или стране похож на друг друга в плане поведения.

Интернет усложняет это частичное соглашение, потому что позволяет людям классифицировать себя на некие субкультуры, чем на географическое расположение. Например, тренды в макияже, одежде, растениях и т.д. Когда мы видим тысячи фотографий с яркими, как будто игрушечными суккулентами, то это вероятнее всего убедит нас в том, что мы тоже хотим такие суккуленты. А когда мы начинаем их видеть вокруг себя в реальной жизни, то у нас высоки шансы поддаться этой волне.

Как многие другие тренды, суккулентомания началась в Калифорнии. Суккуленты часто использовались в ландшафтном дизайне и украшали особняки и до сих пор там на пике популярности. В прибрежных городах Калифорнии пляжи и дорогие особняки просто усыпаны эффектными агавами, огромными эониумами, красными алоэ, а летние веранды у кафешек украшены композициями из эхеверий. Более того, в Калифорнии вероятно самое большое комьюнити суккулентоводов.

Простое объяснение суккулентного бума – это замкнутый круг предложения и спроса, который подпитывает любой тренд, но здесь также могут быть и более глубокие, научные, духовные причины. Особенно для русскоговорящих людей, которые по природе более духовно чувствительны и склонны к саморазвитию и самопознанию.

Те, кто оказался в ловушке урбанизации, интуитивно ищут спасения в природе и в контакте с природой. Только в соединении с природой мы можем достигнуть полной гармонии. Уже доказано наукой, что близкое расположение растений повышает у человека продуктивность и способствую раскрытию творчества и креативности.

Суккуленты поражают не столько красками, сколько математически совершенными формами, независимо от того, насколько взрослое растение. Взять к примеру, спиральное алоэ или некоторые виды эониумов и кактусов, которые идеально демонстрирует спираль Фибоначчи (также золотое сечение). Фракталы Фибоначчи можно наблюдать природе также у подсолнечника, ураганов, галактик и т.д. Суккуленты демонстрируют собой идеальность.

Ученые утверждают, что созерцание природно-сформированных фракталов вызывают альфа активность в мозге – нейронные колебания при которых наступает состояние полной расслабленности сознания и всего тела как в медитации. В такой момент человек может отвлечься от всех проблем и практически полностью погасить стрессовое состояние. В головном мозге начинают замедляться процессы мышления, что позволяет «очиститься» сознанию. При данном состоянии человеческий мозг способен генерировать новые идеи и повысить креативность мышления. Также альфа волны позволяют избавить человека от творческого кризиса.

Для многих людей, выращивающих суккуленты, контакт с ними стал своего рода медитацией. Многие отмечают, что суккуленты их “воспитывают” и делают спокойнее и осознаннее, более ответственными, поскольку растения требуют внимательности и из разряда капризных. Яркие краски листьев также компенсируют то, что нам не хватает солнечных месяцев и цветущих растений круглый год.

Увлеченность суккулентами – тренд или терапия? Каждый для себя определяет сам. Сколько продлится эта влюбленность не важно, важно наслаждаться этим увлечением здесь и сейчас и получать положительные эмоции, которых так не хватает в нашей вечной спешке!

Внимание! Материал защищен юридически. Копирование материала запрещено.

Также вам понравится

Необычные Способы Адаптации Суккулентов

Необычные Способы Адаптации Суккулентов

8 Способов Адаптации Суккулентов к Лету

8 Способов Адаптации Суккулентов к Лету

Как Суккуленты Борятся с Глобальным Потеплением

Как Суккуленты Борятся с Глобальным Потеплением

Пожаростойкие Суккуленты Защищают Дома от Пожара

Пожаростойкие Суккуленты Защищают Дома от Пожара